• Гость, Хорошего тебе дня!

Как выгодно продать свой бизнес. Мой опыт.

Привет! Ты на форуме, который посвящен товарному бизнесу, трафику, и всему что с этим связано.
У нас тут целый мир: тренинги, блоги, партнерки и опт, чаты, встречи по городам и сервисы...
Океан всего интересного, и часть из этого будет открыто уже после регистрации...

Зарегистрируйтесь прямо сейчас, для получения доступа к форуму.
Регистрация







nvbabakin

Бизнес Империя 2022/23 – Стандарт
АВИТО 11 – СТАНДАРТ
Avito-10 ЭКОНОМ
Avito-8 ЭКОНОМ
Маркетинг 2018
Эксперимент 1
Трафик Чужими Руками
Авито. Поток 9
Балийский Марафон 3 – "профи"
Инстаграм 1.0
АВИТО 12
Регистрация
10 Июл 2018
Сообщения
757
Репутация
6,675
Адрес
Тюмень
FXсoin
14,979
Моя вторая конкурсная статья. Первую можно почитать ТУТ!


Ко мне в личку иногда прилетает запрос «Коль, а расскажи как продать свой бизнес?»
Вот в рамках конкурса решил поделиться своим опытом основанным на продаже двух бизнесов - магазин морепродуктов Клешня и магазин казанов Открытый огонь.

Eb2q6BJAIhc.jpg
лого на белом фоне.jpg


Статья отражает исключительно моё мнение, основанное на личном опыте и 100% не совпадают с тем как надо это делать правильно.

За моей историей развития можете следить в телеграмм блоге Добавленная Стоимость.

Итак погнали.

НАФИГА ВООБЩЕ ПРОДАВАТЬ СВОЙ БИЗНЕС?

У каждого может быть своя причина на это. У меня это связано прежде всего с усталостью и выгоранием от ниши. Средний жизненный цикл моего бизнеса - 6 лет, после этого становится в тягость, надоело, не вижу перспектив и прочее. Причем я понимаю что это моя проблема и я с ней работаю. Если коротко - заниматься уже не хочется, а закрывать слишком глупо.

Вообще бы правильнее выстраивать систему таким образом, чтобы через какое-то время у бизнеса появился управляющий а ты на правах владельца смог освободить себе время для новых побед. Примерно так я буду выстраивать свою работу в следующем бизнесе.

КОГДА ЛУЧШЕ ВСЕГО ПРОДАВАТЬ.

Я считаю, что самый правильный момент для продажи - это когда бизнес вышел на плато по прибыли. До этого был постоянный рост, а потом бац и какой-то период равнина. Доход не падает и не растёт. Это звоночек для принятия серьёзных решений. Тут либо нужно вкладываться в масштабирование чтобы дальше расти, либо продавать проект за хорошую цену. Если ничего не предпринять, то есть риск того, что дальше будет яма. И со дна ямы продавать (или даже закрывать) бизнес вообще не кайфово.

КАК И КОГДА ПОДГОТОВИТЬ БИЗНЕС К ПРОДАЖЕ.

Я все свои бизнесы СРАЗУ строю на продажу, как только появляются зачатки систематической прибыли с проекта. Чтобы понять как подготовить бизнес к продаже, надо разобраться а что именно важно для покупателя.

Ему важны:
Окупаемость бизнеса
Отлаженная система продаж
Отсутствие геморроя с командой
Прозрачный фин учет
Поставщики
Простота ведения бизнеса.

ФИНАНСОВЫЙ УЧЁТ

Если у вас есть хотяб Таблица в которой можно посмотреть доходы/расходы за последний год - это уже хорошо. Но шансы на продажу сильно возрастут, если вы ведёте свой бизнес в белую и можете показать отчетность с официальных источников. Например, выписку по онлайн кассе с оборотами.

Если же финансы ведутся через одно место, то самое время собрать все данные воедино и ввести финансовую дисциплину. Это в принципе полезно для бизнеса.

СИСТЕМА ПРОДАЖ

Это самое ценное при продаже бизнеса. Не товарные остатки, не красивые стеллажи в магазине и даже не лояльные поставщики. Самое важное - это то как вы привлекаете клиентов, насколько мощный поток, насколько дешевый трафик и насколько сильно прокачана репутация вашего бизнеса в глазах покупателя. И база клиентов еще тоже важна. Когда я показывал покупателю магазин морепродуктов, в нём стояла живая очередь из клиентов и это сильно повлияло на решение о покупке.

Что нужно сделать: внедрить CRM систему, завести в нее базу клиентов и постоянно её расширять. Причём просто база клиентов сама по себе ничего не стоит. А вот если вы умеете с ней работать и монетизировать - это прибавляет стоимости.

Покупателю бизнеса на основе CRM можно показать как происходит процесс продажи, сколько клиентов в базе и с какой конверсией заключаются сделки. Всё прозрачно и красиво.

Сюда же отнесём и все маркетинговые инструменты. Все рекламные кампании, фирменный стиль, макеты дизайнов, шаблоны постов. Всё что наработано за время жизни бизнеса должно быть сохранено.

КОМАНДА

Вполне нормальный сценарий когда новый собственник увольняет старую команду, или команда сама уходит. Поэтому у вас должна быть создана система по найму новых сотрудников. Сюда должны входить хотябы: шаблоны вакансий, система мотивации, регламенты работы. Эти штуки вообще полезно создать, даже если вы не собираетесь пока продавать бизнес. Делается для того, чтобы вы умели быстро ввести в работу нового сотрудника.

Например, у вас увольняется сотрудник и вся работа из-за этого парализована. А если есть система, то вы быстро из шаблона размещаете вакансии, отбираете по своим критериям кандидатов, проводите собеседование и выводите на стажировку пару человек. Во время стажировки даёте им на изучение регламенты работы и по итогам стажировки оставляете себе лучшего кандидата. Не надо ничего в авральном режиме ничего придумывать. И новый собственник должен от вас получить понятную систему найма команды.

ПОСТАВЩИКИ

Тут всё просто. Соберите все контакты поставщиков в одну таблицу, пропишите на каких условиях с каждым работаете.


___________________

Вот у вас всё готово. Все параметры бизнеса оцифрованы, понятна чистая прибыль, есть CRM система, обученная команда. Пора выставлять на продажу.

ЗА СКОЛЬКО ПРОДАВАТЬ БИЗНЕС

Это один из самых сложных вопросов, потому что если туда погружаться, то можно окончательно запутаться.
Самое простое - это взять чистую прибыль и умножить на количество месяцев. Чем меньше у вас прибыль, тем короче должен быть срок окупаемости. Условно, бизнес приносит 100К/мес чистыми, значит окупаемость в идеале должна быть меньше года. 100*12 = 1,2Млн. Вот примерно в рамках 1-1,5Млн вполне реально продать ваш бизнес. Чем больше прибыли генерит бизнес, тем проще его продать и тем дороже он стоит. Например, если он даёт чистыми 500К/мес, то можно высчитывать 1,-2 года окупаемости. 500*24= 12Млн. Плюс к стоимости товарные остатки.

Учитывайте, что эти цифры - средняя температура по больнице и всегда есть нюансы. Можно продать и убыточный бизнес, если в нем есть что-то привлекательное для клиента (оборудование, недвижимость, контакты, база клиентов, система И так далее). В разных нишах есть свои нюансы.

Еще стоит обращать внимание кто ваш бизнес будет покупать. Если бизнес с небольшой выручкой, то это будет неопытный предприниматель, или человек с найма которых захотел свободы. Он почти наверняка будет покупать бизнес в кредит, поэтому ему важна быстрая окупаемость. Если вы продаете что-то побольше и подороже, то вашим покупателем будет скорее всего инвестор, который хочет вложиться в прибыльный проект. Для него важна налаженная работа и минимум участия.

КАК УПАКОВАТЬ

Закажите у дизайнера классную презентацию где в формате инфографики будут показаны цифры, конкурентные преимущества, фотографии. Помимо этого запишите видео обзор своего бизнеса где сами своими словами расскажете как всё у вас работает. Подготовьте заранее с юристом договор купли-продажи, где пропишите все моменты которые важны для вас. Соберите на Гугл диске все материалы, которые будете передавать (фото база, логины/пароли, поставщики, таблицы И так далее)

ГДЕ ПРОДАВАТЬ

В обоих случаях я нашел покупателей на Авито. Можно еще обратиться к бизнес брокерам за услугами. Они возьмут около 5-10% с продажи, желательно эту маржу сразу включить в стоимость. У бизнес брокеров есть своя база клиентов, возможно в ней попадётся ваш покупатель.


Если остались вопросы - пишите мне в телегу, с радостью с вами поделюсь своим опытом.
Не забудьте подписаться на ТГ канал. Всё это я там рассказываю.


Ну и лайк влепи, а то чё ты как этот??
 

Narkom_P

МаркетПлейсы 1
Бизнес Империя 2018 - Стандарт
Товарная империя 2016 - Эконом
Авито. Поток 4. СТАНДАРТ
Балийский интенсив
Avito-8 СТАНДАРТ
Социальный капитал
Бизнес Инкубатор
Эксперимент 1
АВИТО 12
ВКонтакте и товарка
Авитология 6.0
Регистрация
2 Дек 2015
Сообщения
1,775
Репутация
3,398
Адрес
Санкт-Петербург
FXсoin
600
Вспомнил, как тоже продавал бизнес. Ничего тогда не вышло, но опыт был крайне интересным. Уже нашли покупателя, накидал ему подробно как и что - типа коммерческого предложения. Но тогда у нас, конечно, толком ничего не было - интернет-магазин, группа ВК, поставщик и товарные остатки. У него было коммерческое помещение, которое нужно было как-то монетизировать. Но судя по всему цифры нашего бизнеса его не впечатлили )) В общем в итоге допродавали остатки, в итоге просто закрыли через год-полтора. Такая вот история вспомнилась. Было это в 2014м и тоже через Авито нашли покупателя.
 
Подписка на рассылку форума

Последние сообщения

Сверху